Приватизация государственного и муниципального имущества — фз рф

Приватизация государственного и муниципального имущества - ФЗ РФ
Приватизация государственного и муниципального имущества — это присвоение движимого или недвижимого имущества Российской Федерации в собственность. Собственником может быть физическое или юридическое лицо.

Закон № 178 «О приватизации государственного и муниципального имущества» был принят ГосДумой РФ 30 ноября 2001 года, а одобрен спустя 5 дней того же года.

Принципы закона:

  • Приватизация государственного и муниципального имущества была создана на основе существующего равенства покупателей. Деятельность гос. органов и органов местного самоуправления становится открытой;
  • Процедура приватизации осуществляется органами местного самоуправления собственноручно. Порядок процедуры представлен в настоящем Федеральном законе;
  • Приватизация в лице физических или юридических лиц осуществляется на платной основе, либо посредством передачи акций в акционерные общества.

Содержание 178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  • Глава 1 — Описывает общие положения Федерального закона №178;
  • Глава 2 — Описывает составление плана по приватизации государственными органами муниципального и государственного имущества;
  • Глава 3 — Раскрывает порядок проведения приватизации имущества;
  • Глава 4 — Содержит способы приватизации;
  • Глава 5 — Перечисляет особенности отдельных типов недвижимости по принятию ее в собственность физическими или юридическими лицами;
  • Глава 6 — Раскрывает способы оплаты и распоряжения денежными средствами от проданного муниципального или государственного имущества;
  • Глава 7 — Описывает правовое положение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью;
  • Глава 8 — Перечисляет заключительные положения.

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 1 июля 2017 года. также в это время были внесены правки в ФЗ 61. Читайте об этом тут;

Новые поправки

Как уже говорилось выше, последние изменения были внесены 01.07.2017. В частности, был изменен пункт 1 статьи 5, который излагается в новой редакции. Его идея такова: покупателями муниципального и государственного имущества могут быть любые лица, за исключением:

  • Юридических лиц, доля которых в уставном капитале РФ превышает 25%. Но в этом случае также действуют исключения, которые предусматриваются статьей 25 настоящего ФЗ;
  • Юридических лиц, которые обладают офшорными компаниями, находящимися под контролем государства.
  • Подобные ограничения не влияют на владельцев объектов недвижимости, которые не относятся к категории самовольных построек и находящихся на земельных участках государства.
  • При последней редакции закона №178 в статью 13 и 28 не было внесено изменений.
  • Ст 13
  • В статье 13 178 ФЗ описываются способы приватизации имущества (муниципального и государственного).
  • Основные способы приватизации:

Приватизация государственного и муниципального имущества - ФЗ РФ

  • Унитарное предприятие можно преобразовать в акционерное общество;
  • Имущество может быть продано на аукционе;
  • Имущество может быть продано на отдельных специализированных аукционах;
  • Продажа за пределы РФ;
  • При помощи публичного предложения;
  • Без объявления стоимости;
  • Внесение имущества в виде дополнительных вкладов в уставной капитал акционерного общества;
  • Реализация акций по доверительным отношениям.
  1. Если унитарное предприятие числится как имущественный комплекс, то в процессе приватизации оно преобразуется в хозяйственные общества.
  2. Стоит отметить, что приватизация муниципального или государственного имущества осуществляется только в соответствии со способами, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
  3. Ст 28

В статье 28 характеризуется отчуждение земельных участков. Приватизация имущества, которое находится на незавершенном этапе строительства, осуществляется вместе с отчуждением лицу, которое приобретает подобную недвижимость.

Приватизация унитарных предприятий осуществляется совместно с отчуждением земельных территорий. К примеру:

  • Земельные участки, которые находятся в пользовании или аренде унитарного предприятия;
  • Земельные территории, на которых расположены объекты недвижимости, входящие в состав собственности комплекса унитарного мероприятия.

Если на территории находятся постройки, которые полностью завершены, собственники, приватизируя недвижимость, обязаны взять в аренду эти постройки или приобрести у государства или муниципального образования.

Срок аренды — не более 49 лет. Иногда объект может находиться на территориях, которые были предварительно зарезервированы властями.

В таком случае аренда собственнику предоставляется только на срок, соответствующий сроку резервации государством.

Если на неделимом участке находятся здания и их необходимо приватизировать, соответствующий договор заключается со стороны собственника. Это может быть договор купли-продажи или аренды.

Если все части здания были приватизированы, физическое или юридическое лицо становится полноправным собственником объекта недвижимости.

В этом случае вместе со зданием можно приватизировать земельный участок.

В некоторых случаях при процессе приватизации, как описывается выше, принимается решение об отчуждении земельного участка. Однако если на земельной территории находится инженерная инфраструктура, она не поддается приватизации. Но возможно и исключение: если земельная территория получит статус публичного сервитута.

Отчуждению земельных территорий не подлежат следующие виды участков:

  • Транспортные земли для обеспечения коммуникации в морских портах;
  • Транспортные земли для обеспечения коммуникации в речных портах;
  • Аэропортах и т.д.

Скачать текст 173 ФЗ с последними изменениями

178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имеет свои нюансы и особенности. Кроме того, при изучении закона нужно учитывать все внесенные изменения.

Скачать закон №173 в последней редакции можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-privatizacii/

Закон о приватизации гос и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества - ФЗ РФ

Закон “О приватизации государственного и муниципального имущества” регулирует правовую основу для отчуждения федеральной собственности в пользу физических или юридических лиц. Основное назначение его положений сводится к созданию единой системы, по которой организовывается вся процедура передачи собственности в частное владение. С момента принятия закон претерпел ряд изменений, которые ориентированы на его приведение в актуальное состояние и соотношение с законодательной базой.

Описание закона

Закон был принят 30 ноября 2001 года. Структурно он подразделяется на следующие главы:

  • общие положения регламентируют основные понятия ФЗ 178, принципы, правовую основу и связь с иными законодательными актами по вопросам приватизации;
  • процедура планирования передачи государственной и муниципальной собственности в частное владение;
  • порядок передачи федерального имущества, гарантии, предоставление документов;
  • способы приватизации государственной и муниципальной собственности по закону;
  • особенности передачи отдельных видов имущества;
  • оплата и распределение средств от продажи;
  • особенности создания акционерных обществ и ООО с долей государственной или муниципальной собственности в уставном капитале.

Приведенное краткое содержание ФЗ 178 “О приватизации государственного и муниципального имущества” позволяет наглядно увидеть, каким образом осуществляется передача государственной и муниципальной собственности во владение физических и юридических лиц. Последние изменения в Федеральный закон о приватизации были внесены 1 июля 2017 года.

Скачать

Скачать Закон о приватизации 178 ФЗ в последней редакции можно по данной ссылке. Документ представлен со всеми изменениями на 2017 год, включая последнюю редакцию статьи 5 ФЗ 178.

Текст Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества” позволяет ознакомиться с порядком и организацией данного процесса. Подобное изучение полезно не только для тех, кто непосредственно сталкивается с данной процедурой, но и для рассмотрения соответствующего законодательства в целом.

Читайте также:  Можно ли купить дачу на материнский капитал

Приватизация государственного и муниципального имущества - ФЗ РФ

Последние изменения Закона о приватизации

Последние изменения в Закон о приватизации были введены 1 июля 2017 года посредством принятия ФЗ 155.

Коснулись они статьи 5 Закона о приватизации, регламентирующей перечень покупателей государственной и муниципальной собственности.

Была изменена редакция ее первого пункта, новая версия указывает, что участниками приватизации могут быть любые физические и юридические лица, кроме:

  • государственных и муниципальных учреждений и организаций;
  • юридических лиц, у которых в уставном капитале доля собственности РФ составляет более 25%;
  • юридических лиц, зарегистрированных на территории государств, включенных в соответствующий перечень Министерства финансов РФ;
  • юридических лиц, которые контролируются офшорной компанией или группой лиц, в которую таковая входит.

Ознакомьтесь  ФЗ «О государственной тайне»

Изменения в Законе о приватизации предписывают, что третий и четвертый пункт данного положения актуальны для тех продаж, информация о которых размещена на соответствующих площадках после 1 июля 2017. Кроме последних поправок следует рассмотреть и те статьи ФЗ 178, редакция которых наиболее актуальна для физических и юридических лиц.

Статья 13 Федерального закона о приватизации регулирует способы, которыми она осуществляется:

  • преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или ООО;
  • продажа федерального имущества через аукцион;
  • продажа акций на специализированном аукционе;
  • реализация через конкурс;
  • продажа акций за пределами территории РФ;
  • реализация федерального имущества через публичное предложение;
  • продажа без объявления цены;
  • внесение федерального имущества в качестве составной части уставного капитала юридического лица;
  • реализация акций через доверительное управление.

Большинство указанных положений Закона о приватизации были отредактированы в 2015 году. Последние изменения в статью 13 ФЗ 178 о приватизации федерального имущества были внесены 3 июля 2016 года. Они коснулись формулировки положения об отдельных случаях преобразования имущества унитарного предприятия в организацию с ограниченной ответственностью.

Статья 28 ФЗ 178 регламентирует отчуждение земельных участков. Данное положение закона регулирует порядок и условия передачи земельных участков в собственность физическим и юридическим лицам. Регламентируется как общая процедура, так и отдельные ситуации. Предусматривается возможность оформления аренды на требуемый участок и объекты недвижимости, находящиеся на нем.

Поправки в ст 28 ФЗ 178 последний раз были внесены в 2015. По ним был отредактирован пункт 9, слова “одновременно с отчуждением покупателю” были заменены на “одновременно с отчуждением”, а “открытых акционерных обществ” сменились на “акционерных обществ”.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-privatizacii-gos-municipalnogo-imushhestva/

_ 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества

Правовое
регулирование приватизации государственных
и муниципальных предприятий осуществляется
нормативными актами различного уровня:
федеральными законами, указами Президента
РФ, постановлениями Правительства РФ.

Законодательство о приватизации имеет
определенную специфику, регулируя
отношения, в которых государство играет
главенствующую роль.

Эта роль проявляется
также и в том, что нормы законодательства
о приватизации, как правило, императивны
и имеют приоритетное значение по
отношению к нормам гражданского права
при регулировании соответствующих
отношений.

Основу
правового регулирования приватизации
составляют федеральные законы о
приватизации: 1991, 1997 и 2001 гг.

Правовой
основой осуществления приватизации
государственных предприятий стал
вышеупомянутый Закон
1991 г.

, которым определялись порядок и
способы приватизации, льготы,
предоставляемые при приватизации,
основания и порядок признания
недействительными сделок приватизации
и многие другие вопросы.

  • Закон
    1991 г. выделял следующие условия
    приватизации государственных предприятий:
  • 1)
    нахождение приватизируемого объекта
    в государственной (муниципальной)
    собственности;
  • 2)
    принадлежность покупателя к субъектам
    частной собственности;
  • 3)
    возмездный характер приобретения
    приватизируемых объектов.

Как
правило, приватизация предприятий
носила возмездный характер, т.е.
приобретение объектов приватизации
осуществлялось за плату. Исключением
из общего правила стало их приобретение
за приватизационные чеки, бесплатно
распространяемые среди населения.

Закон
1991 г. утратил силу в связи с принятием
Федерального
закона
от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации
государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества
в Российской Федерации»*(435),
существенно изменившего понятие и
условия приватизации.

  1. Основные
    изменения порядка приватизации
    заключались в числе прочего в следующих
    принципах:
  2. обязательная
    возмездность приватизации;
  3. законодательное
    определение способов приватизации;
  4. принятие
    государственной программы приватизации
    государственного имущества в Российской
    Федерации в форме федерального закона;
  5. существенное
    изменение некоторых способов приватизации.
    Так, приватизация путем приобретения
    государственных и муниципальных
    предприятий по конкурсу заменена на
    продажу государственного или муниципального
    имущества на коммерческом конкурсе с
    инвестиционными и (или) социальными
    условиями;
  6. ужесточение
    правовых последствий несоблюдения
    законодательства о приватизации
    покупателями государственного имущества,
    в том числе ограничение прав победителя
    коммерческого конкурса, изменение
    момента перехода права собственности
    на приватизируемое имущество.

Закон
1997 г. утратил силу в связи с принятием
21 декабря 2001 г. Федерального
закона
«О приватизации государственного и
муниципального имущества», вступившего
в силу с 27 апреля 2002 г., по истечении трех
месяцев с момента его опубликования.

Сохранив существовавшее в законодательстве
понятие приватизации, новый Закон
отграничил приватизацию государственного
имущества от иных способов его передачи
в частную собственность, например на
основании судебного решения, а также
изменил порядок и способы приватизации
предприятий.

Из числа способов приватизации
исключен один из основных и первоначальных
ее способов — выкуп арендованного
государственного или муниципального
имущества, но в то же время добавлены
новые способы приватизации, такие как:
продажа за пределами территории РФ
находящихся в государственной
собственности акций открытых акционерных
обществ; продажа акций открытых
акционерных обществ через организатора
торговли на рынке ценных бумаг; продажа
указанного имущества посредством
публичного предложения; продажа
государственного или муниципального
имущества без объявления цены. Изменен
статус программы приватизации: прогнозный
план (программа) приватизации федерального
имущества подлежит ежегодному утверждению
Правительством РФ.

Цели,
приоритеты и ограничения при проведении
приватизации в Российской Федерации
устанавливались Государственной
программой приватизации. В период
приватизации существовало три программы
приватизации: на 1992-1993 гг., на 1994 г. и на
период после 1994 г.

Государственная
программа
приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской
Федерации на 1992 г. утверждена постановлением
Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. N
2980-1 (с изм. от 25 декабря 1992 г. и от 1 июля
1993 г.) и применялась как в 1992, так и в 1993
г.

Указом
Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 «О
государственной программе приватизации
государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации»
была утверждена новая программа
приватизации, введенная в действие с 1
января 1994 г. Указом
Президента РФ от 22 июля 1994 г.

N 1535 «Об
Основных положениях Государственной
программы приватизации государственных
и муниципальных предприятий в Российской
Федерации после 1 июля 1994 года» были
установлены цели и порядок применения
положений
Государственной программы приватизации
государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации,
утвержденной Указом
Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284,
после завершения срока действия
приватизационных чеков.

Программы
приватизации устанавливали классификацию
объектов и предприятий по возможности
их приватизации, способы приватизации
и льготы, предоставляемые при приватизации,
образование и распределение средств
от приватизации, требования к местным
программам приватизации и другие условия
приватизации.

Большое
значение для правового регулирования
приватизации имели указы Президента
РФ, определяющие способы и порядок
приватизации, компетенцию государственных
органов в период приватизации и т.п.

Читайте также:  Временная регистрация ребёнка | прописка несовершеннолетних детей

Основную роль в правовом регулировании
процесса приватизации сыграл Указ
Президента РФ от 22 января 1992 г.

N 66 «Об
ускорении приватизации государственных
и муниципальных предприятий», которым
было утверждено 7 различных Положений,
в том числе о порядке оформления
документов на приватизацию, о приватизации
предприятий на аукционе и по конкурсу,
о работе комиссий по приватизации и
некоторые другие. Порядок приватизации
имущества, сданного в аренду, также
определялся Указом
Президента РФ от 14 октября 1992 г. N 1230 «О
регулировании арендных отношений и
приватизации имущества государственных
и муниципальных предприятий, сданного
в аренду»*(436).

Реализация
основного способа приватизации —
преобразования государственных и
муниципальных предприятий в акционерные
общества также регулировалась Указом
Президента. Порядок преобразования был
определен Указом
Президента РФ от 1 июля 1992 г.

N 721 «Об
организационных мерах по преобразованию
государственных предприятий, добровольных
объединений государственных предприятий
в акционерные общества» (далее — Указ
N 721), утвердившим Положение
о коммерциализации государственных
предприятий с одновременным преобразованием
в акционерные общества открытого типа
и Типовой
устав
акционерного общества.

Постановления
Правительства РФ принимались на основании
и во исполнение указов Президента,
определяя порядок приватизации в
конкретных отраслях промышленности, а
также детализируя и уточняя положения
указов Президента. Так, во исполнение
Указа
N 721 было принято постановление
Правительства РФ от 4 августа 1992 г.

N 547
«О мерах по реализации Указа Президента
Российской Федерации от 1 июля 1992 г.

N
721 «Об организационных мерах по
преобразованию государственных
предприятий, добровольных объединений
государственных предприятий в акционерные
общества»*(437),
которым было утверждено Положение
о порядке регистрации выпуска акций
акционерных обществ открытого типа,
учрежденных в процессе приватизации,
и типовой план приватизации.

Усиление
нормотворческих функций Правительства
РФ произошло после принятия Закона
1997 г., предусматривавшего принятие
Правительством соответствующих
нормативных актов. Во исполнение Закона
Правительством РФ были приняты
постановления, регулирующие отдельные
способы приватизации:

от
27 марта 1998 г. N 356
«Об утверждении Положения о продаже
на аукционе государственного или
муниципального имущества»*(438);

от
23 мая 1998 г. N 487
«Об утверждении Положения о продаже
на специализированном аукционе
находящихся в государственной и
муниципальной собственности акций
открытых акционерных обществ, созданных
в процессе приватизации»*(439);

от
9 ноября 1998 г. N 1311
«Об утверждении Положения о продаже
на коммерческом конкурсе с инвестиционными
и (или) социальными условиями
государственного или муниципального
имущества»*(440).

Особую
роль в правовом регулировании приватизации
сыграли нормативные акты Министерства
имущественных отношений РФ (в период
приватизации — Госкомимущество).

Нормативные акты Госкомимущества
разъясняли порядок применения
законодательства при приватизации
предприятий, определяя технические и
организационные ее процедуры, особенности
приватизации предприятий в отдельных
отраслях промышленности, а также устраняя
пробелы действующего законодательства
в регулировании приватизации и
функционировании создаваемых акционерных
обществ. К числу наиболее значимых
нормативных актов Госкомимущества
следует отнести следующие распоряжения:

от
15 февраля 1994 г. N 342-р
«Об утверждении Положения об
инвестиционном конкурсе по продаже
пакетов акций акционерных обществ,
созданных в порядке приватизации
государственных и муниципальных
предприятий»*(441);

от
4 ноября 1992 N 701-р
«Об утверждении и введении в действие
Положения о продаже акций в процессе
приватизации и Положения о специализированных
чековых аукционах»*(442);

от
18 апреля 1994 г. N 840-р
«Об утверждении Положения о реестре
акционеров акционерного общества»*(443).

В
целом законодательство о приватизации
характеризуется постоянным изменением
и совершенствованием принятых нормативных
актов, большим количеством подзаконных
нормативных актов, восполняющих
существующие пробелы законодательного
регулирования, краткосрочность действия
многих нормативных актов. Все это
обусловлено особенностями приватизации
в нашей стране, в том числе сочетанием
масштабности приватизации и ограниченности
ее сроков.

Источник: https://studfile.net/preview/5776563/page:80/

Законодательство Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества

Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.

Законодательство о приватизации имеет определенную специфику, регулируя отношения, в которых государство играет главенствующую роль.

Эта роль проявляется также и в том, что нормы законодательства о приватизации, как правило, императивны и имеют приоритетное значение по отношению к нормам гражданского права при регулировании соответствующих отношений.

Основу правового регулирования приватизации составляют федеральные законы о приватизации: 1991, 1997 и 2001 гг.

Правовой основой осуществления приватизации государственных предприятий стал вышеупомянутый Закон 1991 г.

, которым определялись порядок и способы приватизации, льготы, предоставляемые при приватизации, основания и порядок признания недействительными сделок приватизации и многие другие вопросы.

Закон 1991 г. выделял следующие условия приватизации государственных предприятий: 1) нахождение приватизируемого объекта в государственной (муниципальной) собственности; 2) принадлежность покупателя к субъектам частной собственности; 3) возмездный характер приобретения приватизируемых объектов.

Как правило, приватизация предприятий носила возмездный характер, т.е. приобретение объектов приватизации осуществлялось за плату. Исключением из общего правила стало их приобретение за приватизационные чеки, бесплатно распространяемые среди населения.

Закон 1991 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123—ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», существенно изменившего понятие и условия приватизации.

Основные изменения порядка приватизации заключались в числе прочего в следующих принципах: обязательная возмездность приватизации; законодательное определение способов приватизации; принятие государственной программы приватизации государственного имущества в Российской Федерации в форме федерального закона; существенное изменение некоторых способов приватизации. Так, приватизация путем приобретения государственных и муниципальных предприятий по конкурсу заменена на продажу государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями; ужесточение правовых последствий несоблюдения законодательства о приватизации покупателями государственного имущества, в том числе ограничение прав победителя коммерческого конкурса, изменение момента перехода права собственности на приватизируемое имущество. Глинкина С.П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность. — М.: Наука, 2006. — С. 34.

Закон 1997 г. утратил силу в связи с принятием 21 декабря 2001 г. Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», вступившего в силу с 27 апреля 2002 г., по истечении трех месяцев с момента его опубликования.

Сохранив существовавшее в законодательстве понятие приватизации, новый Закон отграничил приватизацию государственного имущества от иных способов его передачи в частную собственность, например на основании судебного решения, а также изменил порядок и способы приватизации предприятий.

Читайте также:  Документы на субсидию | оформление субсидии на квартплату

Из числа способов приватизации исключен один из основных и первоначальных ее способов — выкуп арендованного государственного или муниципального имущества, но в то же время добавлены новые способы приватизации, такие как: продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа указанного имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Изменен статус программы приватизации: прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества подлежит ежегодному утверждению Правительством РФ.

Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в Российской Федерации устанавливались Государственной программой приватизации. В период приватизации существовало три программы приватизации: на 1992—1993 гг., на 1994 г. и на период после 1994 г.

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. утверждена постановлением Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. № 2980—1 (с изм. от 25 декабря 1992 г. и от 1 июля 1993 г.) и применялась как в 1992, так и в 1993 г. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г.

№ 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» была утверждена новая программа приватизации, введенная в действие с 1 января 1994 г. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г.

№ 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» были установлены цели и порядок применения положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284, после завершения срока действия приватизационных чеков. Алейников Б.Н. К вопросу о приватизации государственного и муниципального имущества // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. — М.: «1К—Пресс», 2007, № 4. — С. 23—24

Программы приватизации устанавливали классификацию объектов и предприятий по возможности их приватизации, способы приватизации и льготы, предоставляемые при приватизации, образование и распределение средств от приватизации, требования к местным программам приватизации и другие условия приватизации.

Большое значение для правового регулирования приватизации имели указы Президента РФ, определяющие способы и порядок приватизации, компетенцию государственных органов в период приватизации и т.п. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. Монография / Белых В.С. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

— С. 305. Основную роль в правовом регулировании процесса приватизации сыграл Указ Президента РФ от 22 января 1992 г.

№ 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», которым было утверждено 7 различных Положений, в том числе о порядке оформления документов на приватизацию, о приватизации предприятий на аукционе и по конкурсу, о работе комиссий по приватизации и некоторые другие.

Порядок приватизации имущества, сданного в аренду, также определялся Указом Президента РФ от 14 октября 1992 г. № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду».

Реализация основного способа приватизации — преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества также регулировалась Указом Президента. Порядок преобразования был определен Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г.

№ 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (далее — Указ № 721), утвердившим Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и Типовой устав акционерного общества.

Постановления Правительства РФ принимались на основании и во исполнение указов Президента, определяя порядок приватизации в конкретных отраслях промышленности, а также детализируя и уточняя положения указов Президента. Так, во исполнение Указа № 721 было принято постановление Правительства РФ от 4 августа 1992 г.

№ 547 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г.

№ 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», которым было утверждено Положение о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, и типовой план приватизации.

Усиление нормотворческих функций Правительства РФ произошло после принятия Закона 1997 г., предусматривавшего принятие Правительством соответствующих нормативных актов. Во исполнение Закона Правительством РФ были приняты постановления, регулирующие отдельные способы приватизации:

от 27 марта 1998 г. № 356 «Об утверждении Положения о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества» Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г.

N 585 «Об утверждении Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе» // СЗ РФ. — 2002. — N 33. — ст. 3229;

от 23 мая 1998 г. № 487 «Об утверждении Положения о продаже на специализированном аукционе находящихся в государственной и муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;

от 9 ноября 1998 г. № 1311 «Об утверждении Положения о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества».

Особую роль в правовом регулировании приватизации сыграли нормативные акты Министерства имущественных отношений РФ (в период приватизации — Госкомимущество).

Нормативные акты Госкомимущества разъясняли порядок применения законодательства при приватизации предприятий, определяя технические и организационные ее процедуры, особенности приватизации предприятий в отдельных отраслях промышленности, а также устраняя пробелы действующего законодательства в регулировании приватизации и функционировании создаваемых акционерных обществ. К числу наиболее значимых нормативных актов Госкомимущества следует отнести следующие распоряжения: от 15 февраля 1994 г. № 342—р «Об утверждении Положения об инвестиционном конкурсе по продаже пакетов акций акционерных обществ, созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий»; от 4 ноября 1992 № 701—р «Об утверждении и введении в действие Положения о продаже акций в процессе приватизации и Положения о специализированных чековых аукционах»; от 18 апреля 1994 г. № 840—р «Об утверждении Положения о реестре акционеров акционерного общества».

В целом законодательство о приватизации характеризуется постоянным изменением и совершенствованием принятых нормативных актов, большим количеством подзаконных нормативных актов, восполняющих существующие пробелы законодательного регулирования, краткосрочность действия многих нормативных актов. Все это обусловлено особенностями приватизации в нашей стране, в том числе сочетанием масштабности приватизации и ограниченности ее сроков.

Источник: https://studbooks.net/1009026/pravo/zakonodatelstvo_rossiyskoy_federatsii_privatizatsii_gosudarstvennogo_munitsipalnogo_imuschestva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector