Образование земельных участков | порядок формирования

Образование земельных участков | Порядок формирования

Характеристики, указанные при формировании земельного участка, в дальнейшем определят его судьбу, налогообложение и разрешенные действия применительно к землепользованию (строительство, прописка). Основные характеристики земельного участка необходимые при образовании земельного участка:

  • категория земель;
  • разрешенное использование земельного участка;
  • площадь;
  • адрес;
  • координаты земельного участка;

Образование земельных участков | Порядок формирования

Способы образования земельных участков

Если ранее границы участка были сформированы, но имеется необходимость в корректировке, образование земельных участков возможно следующим путем:

  • Раздел земельного участка — образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование. Исходный земельный участок будет снят с кадастровго учета после подтверждения прав на образуемые участки.
  • Выдел земельного участка — осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах.
  • Объединение земельных участков — образуется один земельный участок, а существование смежных земельных участков прекращается.
  • Перераспределение земельных участков — несколько других смежных земельных участков, и существование первоначальных смежных земельных участков прекращается.

Если исходные земельные участки стоят на кадастровом учете, но границы их не определены согласно действующему законодательству, потребуется сначала провести процедуру уточнения границ земельного участка.

Образование участков из муниципальных земель

Часто под образованием земельного участка подразумевается его выдел из государственных или муниципальных земель и его границы устанавливаются впервые. Рассмотрим данный способ образования.

Основанием для образования земельных участков из муниципальных и государственных земель является:

  • Проект межевания территории. В некоторых случаях участок образуется исключительно по проекту межевания.
  • Схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденная уполномоченным органом
  • Проектная документация о лесных участках

Условия для образования земельных участков

Образование земельных участков | Порядок формирования

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным кодексом, другими федеральными законами.

Границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

В случае образования земельного участка из земель государственной собственности до проведения кадастровых работ разрабатывается схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ образуемого земельного участка в данном случае согласовывается органом местного самоуправления.

Регистрация прав на образованные земельные участки

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:

  • решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
  • иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

Бесплатная консультация кадастрового инженера

Образование земельных участков | Порядок формирования

Почему мы?

Образование земельных участков | Порядок формирования

  • консультируем бесплатно
  • работаем на результат
  • индивидуальный подход
  • большой опыт работы
  • высокая квалификация специалистов
  • реальные сроки
  • аттестованные кадастровые инженеры в штате
  • геодезические работы без посредников
  • помощь в решении сложных задач

Наши кадастровые инженеры – это юристы в сфере земельно-имущественных отношений, обладающие пониманием механизма формирования и изменения сведений об объектах недвижимости. Они видят проблему в целом, уделяя совокупное внимание, как земле, так и объектам капитального строительства, подлежащим кадастровому учету и регистрации. В поле зрения профессионального кадастрового инженера находятся многочисленные аспекты, возникающие при оформлении земельно-имущественных отношений, чтобы получить намеченный результат проведения кадастровых работ и предупредить возникновение ситуаций, противоречащих действующему законодательству.

Источник: https://kadastrovik.com/mezhevanie/obrazovanie-zemelnogo-uchastka.html

Образование земельных участков

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Споры по недвижимости » Земельный участок » Образование земельных участков

Под образованием земельного участка понимается возникновение нового земельного участка в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества. Земельный кодекс РФ регламентирует порядок образования новых участков из уже существующих, а также случаи возникновения новых участков из нераспределенных земель.

Содержание

Общие основания образования новых участков можно разделить в две группы:

  • 1) Образование нового участка путем изменения физического и юридического статуса уже существующих участков;
  • 2) Образование нового участка путем формирования нового объекта недвижимого имущества из состава территорий, не обладающих признаками и свойствами земельного участка.

Исходя из указанных оснований, можно выделить основные способы образования новых участков земли:

  • 1) Раздел существующего участка на несколько новых;
  • 2) Объединение существующих участков в один новый;
  • 3) Перераспределение существующих земельных участков с образованием новых;
  • 4) Выдел из существующего участка;
  • 5) Образование нового участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При разделе или объединении существующих участков полностью утрачивают их физический и юридический статус, а вместо них появляются новые уникальные объекты недвижимости.

При выделе или объединении первоначальные участки сохраняют свое существование с изменением физического и юридического статуса.  На вновь образованные участки сохраняются права и обременения (ограничения), установленные в отношении исходных участков, если иное не установлено условиями соглашения сторон или нормативными актами. 

Раздел земельного участка

В процессе раздела существующий участок земли прекращает свое существование и вместо него возникает два или более новых земельных участка. То, как именно земельный участок будет разделен, зависит от волеизъявления сторон, юридического статуса участка и его технических характеристик и свойств.

В случае раздела вновь образованные участки приобретают целевое назначение и разрешенные виды пользования ранее существовавшего участка. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральным законодательством.

Участок, прекративший существование при разделе, теряет свой юридический статус – его уникальный кадастровый номер подлежит удалению из сведений государственного кадастра недвижимости (с 01 января 2017 года – из ЕГРН). Вновь образованным земельным участкам присваиваются новые уникальные кадастровые номера с внесением соответствующих сведений в ГКН.

В ряде случае земельный участок может быть неделимым, так как его раздел в натуре невозможен без изменения его назначения. Информация о невозможности раздела может включаться в градостроительный план земельного участка.

Объединение земельных участков

В процессе объединения несколько смежных участков образуют один новый участок. Существование смежных участков при этом прекращается.

В случае, когда происходит объединение земельных участков, принадлежащих разным правообладателям, у них возникает право общей долевой собственности на новый участок (аналогичное правило действует в отношении права общей собственности).

Вновь образованному участку присваивается уникальный кадастровый номер.

Перераспределение земельных участков

  • Перераспределение нескольких смежных участков влечет образование двух и более новых смежных участков, при этом исходные земельные участки перестают существовать фактически и юридически.
  • Право собственности на вновь образованные смежные участки возникает в соответствии с условиями соглашения собственников исходных участков.
  • При перераспределении вновь образованные участки сохраняют свое целевое назначение и виды разрешенного использования. 

Выдел земельного участка

Выдел земельной доли (долей) допускается в случаях, когда в отношении исходного участка существует право общей долевой собственности. При этом, после выдела образуются один или несколько новых участков. Исходный земельный участок сохраняет свое существование в измененных границах.

На новый участок возникает право собственности лица, подавшего заявление на выдел земельной доли. При этом его право общей долевой собственности на исходный участок прекращается.

Типичным случаем возникновения необходимости в выделе земельной доли является отсутствие согласия дольщиков по использованию общего земельного участка.

При отсутствии согласия остальных дольщиков на выдел доли в натуре, заявитель имеет право требования выдела в судебном порядке.

Если участок является неделимым и выдел доли в натуре невозможен, заявитель имеет право на выплату ему стоимости доли за счет остальных дольщиков.

Для выдела земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения существуют специфические особенности.

В этом случае решение об образовании нового участка путем выдела в счет земельной доли принимает общее собрание участников общей долевой собственности, а если такое решение отсутствует, заявитель имеет право обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания нового участка для последующего выдела.

Размер выделяемой доли определяется в соответствие с данными правоустанавливающих документов на выделяемые доли.

Площадь вновь образованного участка в таком случае может быть больше или меньше нормативной, в зависимости от физических и качественных свойств земли.

Споры относительно площади вновь образованных участков решаются по соглашению дольщиков исходного участка, а при отсутствии согласия – в судебном порядке.

Выдел из земель государственной или муниципальной собственности не допускается, так как в этом случае у исходных участков отсутствует зарегистрированное право общей долевой собственности. Образование участка из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется путем формирования участка в процессе его межевания и кадастрового учета.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnyj-uchastok/obrazovanie-zemelnyh-uchastkov.html

Формирование земельных участков

Бесплатная консультация адвоката по земельным спорам Цены на услуги адвоката по земельным спорам Формирование земельного участка представляет собой образование новой территории из числа государственных или муниципальных земель. Такой способ утвержден в ст. 11.2 ЗК РФ.

Правоотношения распространяются на физических и юридических лиц.

Основанием для проведения межевания может выступать необходимость в получении площади для садоводческих (ЛПХ) или строительных нужд (ИЖС).

Решение об образовании новых территорий принимается распорядителями недвижимой собственности – органами государственной или местной власти.

Порядок формирования участка

Формирование земельного участка подчиняется единому порядку и не должно нарушать установленные законом правила. В первую очередь речь идет об образовании территории до того момента, как она перейдёт в руки нового собственника.  

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Онлайн чат снизу справа, юрист консультант всегда на связи

02

Бесплатная горячая линия 8 800 511 38 27 (Москва и регионы РФ)

03

Помощь юриста на странице бесплатной юридической консультации

Бесплатная консультация адвоката по земельным спорам Цены на услуги адвоката по земельным спорам

Способы формирования земельных участков:

  1. Выделение земли на нужды ИЖС или ЛПХ;
  2. Разделение территории;
  3. Слияние двух и более наделов;
  4. Перераспределение земель из фонда.

Требования к новообразованным участкам включают в себя строгое соблюдение правил, которые вытекают из земельных правоотношений. Здесь необходимо отметить два условия:

  1. Исполнение предусмотренного законом перечня кадастровых работ. Землеустроительные работы проводятся геодезическими службами. В ходе мероприятий формируется так называемое межевое дело, куда включаются сведения об участке.
  1. Кадастровый учёт. Образованные земли поступают в государственный реестр недвижимости, доступный всем субъектам земельных правоотношений. Учет позволяет создать единую базу земельных наделов для индивидуального или публичного просмотра. Присутствующие в реестре территории могут быть объектами купли-продажи, аренды, выдела и других гражданско-правовых сделок с землёй.

На заметку! Выделение, разделение, слияние и перераспределение земель существенно отличаются друг от друга. Но чаще всего формирование затрагивает именно государственную и муниципальную недвижимость.

Читайте также:  Субсидии на улучшение жилищных условий: как получить субсидию

Как происходит формирование земли?

Во время передела земельный участок подвергается кадастровой деятельности. Землеустроительные работы включают в себя несколько этапов:

  1. Обращение к документации (карта, геодезические данные, кадастровые сведения и др.);
  2. Оперативное уведомление собственников соседних площадей о проведении кадастровых работ;
  3. Установление межевых знаков и границ в рамках формируемого земельного надела;
  4. Составление новой карты с включением межевого плана границ;
  5. Оформление земельного дела.

Землеустроительная комиссия должна состоять из кадастровых сотрудников (геодезистов) и участников раздела земли. Уведомление всех субъектов должно быть проведено за 7 дней до начала землеустроительных работ.

В случае отсутствия получения извещения, заинтересованные лица вправе обжаловать формирование новой территории.

Но если уведомление было получено, а лицо не явилось в составе землеустроительной комиссии, проведение межевания считается законным.

По завершению процедуры ответственное за формирование надела лицо составляет межевой план, а при необходимости направляет копии остальным участникам дела. Собранные данные поступают в регистрирующий орган по месту нахождения земельного участка.

Документы на формирование

Регистрацией прав собственности на недвижимость занимается Государственный кадастр недвижимости (ГКН) или попросту Росреестр. Законом установлено, что формирование надела оформляется после предоставления следующих документов:

  1. Межевое дело – включает в себя акт установления границ;
  2. Картографические данные – чертеж новообразованного участка на местности;
  3. Акт установления межевых знаков – проводится в присутствии государственных органов.

Общая папка с документами называется землеустроительным делом. Указанные сведения понадобятся при любом из способов образования территории: выдел, раздел, слияние или перераспределение.

Документы на передел недвижимости необходимы для внесения участка в государственную кадастровую базу данных. Процедура сопровождается постановкой надела на соответствующий учёт. По итогам регистрации собственник получает кадастровый паспорт, стоимость которого составляет 200 рублей – физическим лицам, 600 рублей – юридическим лицам.

Кадастровый паспорт на земельный участок может быть оформлен в Кадастровой палате (Росреестр) или в территориальном органе МФЦ.

Документ на новый участок состоит из кадастровых сведений о земле (местоположение, размеры, межевые границы, стоимость и т.д.).

Срок действия паспорта не содержит конкретных временных рамок, а значит действует до того момента, когда надел утратит заявленные границы.

Автор статьи: Петр Романовский, юрист В 2000 году окончил юридический факультет НИУ «Высшая школа экономики». Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, сделки с имуществом, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Источник: https://advocate-service.ru/zemelnyj-uchastok/formirovanie-zemelnyh-uchastkov.html

Образование земельных участков в 2019 году: способы, план и порядок, образец заявления и соглашения на образование нового земельного участка | Земельный эксперт

9062

Содержание статьи:

Из чего образуются земельные участки?

Земельные площади могут быть образованы различными способами. Каждый из вариантов имеет свои особенности. Согласно земельному кодексу выделяются следующие способы образования земельного участка:

  • разделение земель;
  • объединение находящихся рядом территорий и площадей;
  • перераспределение земель;
  • выделение доли из земельной площади, являющейся федеральной или муниципальной собственностью.

Все вопросы, касающиеся данных действий, рассматриваются в ст. 11.2 Земельного кодекса РФ. Новые земли могут создаваться также из искусственных участков. Изначальные земельные участки прекращают свое существование с момента регистрации прав на вновь созданные земли. Рассматриваемая процедура имеет ряд особенностей:

  • новый участок должен использоваться по тому же целевому назначению, что и первоначальный;
  • образование нового участка может произойти только в том случае, когда все владельцы изначальной площади дадут на это письменное разрешение;
  • муниципальные и государственные участки могут быть использованы только с разрешения арендаторов, залогодержателей и других владельцев.

Иногда образование новых владений сопряжено с изъятием площадей для нужд муниципалитета или с решением суда. Процедура происходит только в пределах той территории, которая значится на кадастровом плане.

Прекращение существования старого земельного участка

Порядок образования земельного участка определен законодательным образом. После того как выполняется преобразование участков в новые, старая площадь перестает существовать. Более того, во время оформления кадастрового паспорта на новые площади, собственник одновременно должен подать заявку на снятие с учета старого владения.

Такое положение касается не всех территорий. Исключениями являются:

  • участки, которые являются частью территории некоммерческих организаций;
  • земли муниципального и федерального пользования, переданные под застройку в долгосрочное владение, аренду.

Данные территории остаются, но уже в границах, которые претерпели изменения.

Целевое назначение и разрешенное использование нового земельного участка

Законодательство определяет группы земель, которые могут быть отнесены к определенной категории, в зависимости от цели их использования, что отражено в ст. 8 ЗК РФ. Данные правила распространяются не только на участки, находящиеся в собственности, но и на арендованные площади, территории землевладельцев, застройщиков.

Существует несколько категорий земельных участков:

На основании данных групп определяется и целевое использование площадей, под которым следует понимать особую направленность эксплуатации земельных наделов.

Данная информация указывается сразу в нескольких документах: федеральных актах, ГКН (государственном кадастре недвижимости), в договорных актах, в правоустанавливающей документации.

Законом предусматривается перевод одной категории земли в другую. В случае нарушения данного принципа на владельца земельного владения может быть наложен штраф.

Согласие на образование земельного владения

Для того чтобы образовать новый земельный надел, может потребоваться согласие со стороны всех владельцев первоначального  участка.

Согласие дается в простой письменной форме. Выдают такое разрешение арендаторы, землепользователи, залогодержатели. Если земельное владение принадлежит учреждениям государственного или муниципального типа, то их согласие на проведение одного из способов появления новой площади не является необходимым документом.

Также образование земельного участка может произойти по решению суда без разрешения остальных владельцев и муниципальных органов.

Нюансы при образовании земельных участков

Образование земельных площадей из участков, состоящих в собственности сразу нескольких владельцев, может произойти несколькими способами: разделением, перераспределением или путем выделения.

Разделение земельного владения является наиболее частой процедурой и представляет собой определение новых участков в рамках начального  владения.

Обязательным требованием является то, что размер получившихся участков должен соответствовать нормам. Перед выполнением процедуры собственники заключают специальное соглашение о выполнении раздела.

Право на новые наделы появляется у всех собственников начального владения.

Еще один способ образования участков – это объединение земельных наделов. В итоге получается один общий участок, а все остальные перестают существовать. Для исполнения данной процедуры от всех владельцев земли также требуется письменное согласие.

Выделение земельного участка представляет собой определение доли в общей собственности. В результате получается несколько участков, а первоначальная площадь сохраняется с другими границами. Гражданин, получивший долю, имеет право полностью ею распоряжаться. Для выделения части потребуется согласие всех остальных владельцев, с соблюдением их преимущественного права на отчуждение.

Перераспределение происходит в отношении смежных участков, и согласия других владельцев на это не требуется.

Если речь идет о владениях в пределах уже застроенной территории, то здесь используется такой способ образования, как раздел, в том случае, когда данная процедура одобрена муниципальным органом и соответствует общей кадастровой схеме. После того как раздел произведен, застройщик или арендатор теряет права на землю.

Все споры, возникающие в связи с образованием новых земельных участков, сначала решаются в Росреестре. Если конкретных результатов это не дало, стороны могут подать исковое заявление в суд.

Особенности образования земельного владения из земель государственной и муниципальной собственности

Земли, являющиеся государственной собственностью, могут участвовать в создании новой площади. Важно отметить, что образование земельного  участка из земель муниципальной собственности происходит впервые, а не путем соединения или разъединения других площадей.

Процедура выполняется на основании постановления муниципального или исполнительного органа власти. Исключительно на основе проекта межевания производится образование участков:

  1. Из земель, принадлежащих некоммерческим организациям и тех наделов, которые состоят в продолжительном использовании у граждан по распоряжению администрации либо принадлежащих по праву пожизненного наследуемого владения.
  2. Из земель, которые входят в состав площадей по освоению жилищного строительства.
  3. Из земельных площадей, расположенных в пределах застроенной территории, на основании градостроительного плана и решения о развитии данной территории.

Данные действия выполняются согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, а также некоторых разделов градостроительного кодекса. В качестве документов для образования новых участков используются также правоустанавливающие и другие обязательные бумаги, необходимые для выполнения кадастровых работ и постановки земель на учет.

Пример по образованию земельного владения

Татьяна М. приобрела земельный участок и решила разделить его на две части, чтобы на одном из них построить дачу и в дальнейшем продать, а другую часть использовать в личных целях для устройства сада. Обратившись в геодезическую фирму для проведения межевания, женщина оформила заявку на процедуру и оформление дальнейшей документации.

После того как все было выполнено, женщина получила бумаги о разделе и приступила к строительству дачи. Татьяна начала оформлять документы на продажу и выяснила, что наряду с двумя новыми  владениями в реестре остался числиться и старый участок.

Женщина обратилась в службу Росреестра и подала заявку, где было написано, что первоначальный участок прекращает свое существование в результате образования нового.

Заключение

Можно делать несколько выводов:

  1. Образование новых площадей регламентируется земельным кодексом и выполняется несколькими способами.
  2. После того как появились новые площади, старые прекращают свое существование, за несколькими исключениями.
  3. Новый участок эксплуатируется лишь только по тому целевому назначению, которое было у первоначального владения. Законом определен порядок перевода одной категории участков по способу использования в другую.
  4. Если у первоначального участка имеется несколько собственников, то потребуется их письменное согласие на проведение процедуры. Когда участком распоряжаются арендаторы, землепользователи, то согласие дают они. При нахождении земли в госсобственности, такого распоряжения не требуется.
  5. В зависимости от того, является земля частной собственностью нескольких лиц или муниципальным владением, существует ряд нюансов при образовании новых площадей.
  6. Образование земель из муниципальных участков происходит впервые и на основании специального постановления администрации. Также процедура выполняется в соответствии с земельным и градостроительным кодексом.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по образованию земельного владения

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Артур Павлович, я имею собственный земельный участок и хотел бы выделить равные доли своим совершеннолетним детям. Кроме меня, участком владеет еще и моя супруга. Подскажите, имею ли я права это сделать, куда мне обращаться и с чего начать?

Ответ: Добрый день. Выделение доли является одним из вариантов образования нового земельного владения, согласно ст. 11.2 ЗК РФ. Вы, как человек распоряжающийся собственностью, имеете право на выполнение процедуры.

На начальных стадиях следует получить письменное согласие вашей супруги на проведение данного действия. Далее, необходимо подготовить обязательный пакет документов и обратиться в межевую компанию для определения границ будущих участков и составления межевого плана. Финальным этапом является регистрация прав собственности на доли в Росреестре.

Читайте также:  Как приватизировать землю под многоквартирным жилым домом

Список законов

  • Статья 11.2 ЗК РФ
  • Статья 11.3 ЗК РФ
  • Статья 8 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/zemelnye-uchastki/obrazovanie-zemelnyx-uchastkov/

Первичное образование земельных участков

  • Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение процедуры образования земельных участков.
  • Специалистов Правового центра отличает глубокое понимание практики применения земельного законодательства, правовых реалий и принципов работы уполномоченных органов.
  • Мы осуществляем юридическое сопровождение процедуры образования и установлению (уточнению) границ земельных участков «под ключ», от обращения с заявлением к уполномоченному органу до регистрации права на образованный участок.

Юристы Правового центра:

  • проводят исчерпывающий анализ правовых ситуаций, связанных с образованием земельных участков;
  • обеспечивают подготовку обоснования площади земельного участка под объектами капитального строительства;
  • осуществляют полное сопровождение процедуры первичного образования участков, от обращения с заявлением к уполномоченному органу до регистрации права на образованный участок;
  • подготовят юридическое заключение с последовательным разъяснением необходимого порядка действий;
  • защитят Ваши интересы при образовании земельных участков.

Образование земельных участков

Необходимость в первичном образовании земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, возникает, как правило, в двух ситуациях:

  • в образовании земельного участка заинтересован собственник расположенных на нем объектов недвижимости. Без формирования земельного участка невозможно оформление прав на него (ни права аренды, ни собственности), законная реконструкция расположенных на участке объектов недвижимости и строительство новых. Оформление прав на землю само по себе повышает капитализацию объектов недвижимости, что является важным при планируемой продаже недвижимости.
  • в образовании незастроенного земельного участка заинтересован потенциальный правообладатель, который претендует на получение прав на участок на торгах либо (если это предусмотрено законом) без проведения торгов.

По умолчанию все земельные участки, права на которые не зарегистрированы и не оформлены, относятся к неразграниченной государственной собственности. Соответственно, все земли, не поставленные на кадастровый учет, по умолчанию являются государственной собственностью.

Распоряжение данными землями осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов либо субъекта Федерации (в зависимости от того, передавались ли данные полномочия органам власти субъекта Федерации на основании отдельного регионального закона). В Москве данные функции централизованно выполняют органы исполнительной власти города Москвы.

Для образования земельного участка необходимо, в первую очередь, определить его границы.

Существует два основных способа идентификации границ земельного участка при его первичном образовании:

  • на основании утвержденного уполномоченным органом проекта межевания;
  • на основании утвержденной уполномоченным органом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
  1. В большинстве случаев, основанием для первичного образования земельного участка является утвержденная схема расположения – графический чертеж предполагаемых границ образуемого земельного участка в привязке к кадастровому плану территории.
  2. Если заявителем является собственник расположенных на формируемом земельном участке объектов недвижимости либо иное лицо, которое имеет право на предоставление участка без проведения торгов, то такое лицо вправе самостоятельно подготовить схему расположения и представить ее на утверждение в уполномоченный публичный орган.
  3. Если заявителем является лицо, которое имеет намерение приобрести участок в аренду либо в собственность на торгах, то схема расположения может быть подготовлена либо самим заявителем (для участков вне границ населенных пунктов), либо уполномоченным публичным органом (для участков в границах населенных пунктов).
  4. Требования к схеме расположения четко формализованы, любое отклонение от них влечет отказ в ее утверждении, который будет сложно оспорить в суде.

Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения ограничен. Основные причины: формальное несоответствие схемы расположения предъявляемым к ней требованиям, наложение предлагаемых схемой границ на границы других участков, противоречие утвержденному проекту планировки.

Споры, возникающие при первичном образовании земельных участков

Правовой центр ДВА М имеет значительный опыт участия спорах, затрагивающих образование земельных участков.

Специалисты Правового центра готовы предложить следующие услуги по данному вопросу:

  • правовая экспертиза ситуации и выработка моделей поведения заказчика и защиты его прав;
  • комплексное сопровождение процедуры образования земельного участка;
  • защита прав заказчика по судебным спорам, связанным с образованием земельных участков.
  • В реальной хозяйственной деятельности образование земельных участков и уточнение их границ очень часто связано со множеством спорных и проблемных ситуаций, многие из которых решаются в судебном порядке.
  • Основные проблемные вопросы при первичном образовании земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена:
  • 1) определение площади земельного участка, образуемого под объектами недвижимости, находящимися в частной собственности
  • Вопрос об определении площади земельного участка, которая необходима для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, традиционно является одним из самых проблемных для землепользователей.
  • По общему правилу, размер земельного участка под конкретные объекты недвижимости определяется на основании правил землепользования и застройки, а при отсутствии размеров в ПЗЗ учитываются нормативы отвода земель под конкретные виды деятельности, нормативы проектирования и прочая техническая документация.
  • Если между собственником объектов недвижимости и публичным органом возник спор о конкретной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости, при рассмотрении спора в суде с большой степенью вероятности будет назначена судебная землеустроительная экспертиза.
  • Результаты судебной экспертизы, если они не противоречат очевидному для всех здравому смыслу, скорее всего, будут учтены при определении конкретной площади земельного участка, необходимой для эксплуатации объектов недвижимости.
  • 2) разрешение споров о наложении границ формируемого земельного участка на границы ранее сформированных участков
  • Наложение границ земельных участков – это достаточно распространенная и крайне сложная правовая ситуация. Для ее разрешения необходимо установить следующие ключевые моменты:
  • кто и на каком основании утвердил схему расположения и поставил на кадастровый учет «конкурирующий» земельный участок;
  • на каком праве принадлежит конкурирующий участок его правообладателю;
  • чем подтверждаются права лица, претендующего на утверждение схемы расположения, на образуемый земельный участок;
  • почему сохранение «конкурирующего» участка нарушает права лица, претендующего на утверждение схемы расположения.

Применительно к рассматриваемой ситуации проблема усугубляется тем, что лицо, обращающееся за утверждением схемы расположения земельного участка, на момент обращения еще не имеет прав на землю, а имеет некое абстрактное «исключительное право на оформление участка в аренду либо в собственность» либо право на переоформление ранее возникшего права постоянного бессрочного пользования земельным участком.

Выбор способа защиты права в рассматриваемой ситуации зависит исключительно от конкретных обстоятельств дела.

В частности, в зависимости от ситуации заинтересованное лицо может обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в выдаче схемы расположения недействительным, об оспаривании решений о кадастровом учете «конкурирующего» земельного участка, об установлении границ земельного участка и др.

  1. 3) наличие на формируемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам
  2. В силу прямого указания закона, собственник расположенных на участке объектов недвижимости имеет исключительное право на его приобретение в собственность либо в аренду.
  3. Однако на практике нередки ситуации, когда при формировании земельного участка под объектами недвижимости выявляются иные объекты, которые принадлежат третьим лицам. В этом случае у заинтересованного лица есть несколько моделей защиты своих прав:
  • исключение объекта недвижимости иного лица из истребуемого участка с соответствующей корректировкой схемы расположения земельного участка;
  • оспаривание прав на объект недвижимости, принадлежащий третьим лицам;
  • снос объекта недвижимости, принадлежащего неустановленным лицам, если есть достоверные основания полагать, что данные объекты являются бесхозными.

Для выбора конкретной линии защиты требуется детальное изучение конкретной хозяйственной ситуации и всех имеющихся в распоряжении заказчика документов.

Разрешение споров о формировании земельных участков требует системного и квалифицированного подхода.

Правовой центр ДВА М рад предложить комплекс правовых услуг по вопросам образования земельных участков, включая анализ правовой ситуации и правовое консультирование, юридический due diligence в отношении возможных рисков образования участка в той или иной форме или границах, правовое сопровождение процедуры образования земельного участка, представление интересов в уполномоченных органах и судах.

Наш опыт и глубокое понимание практики российского регулирования данных правоотношений поможет Вам снизить затраты на осуществление Вашего проекта и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/poryadok-obrazovaniya-zemelnyh-uchastkov/obrazovanie

Образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

В статье представлен анализ процедуры образования земельных участков из земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. Установлены основные нововведения в данной сфере, обусловленные вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ.

В Конституции Российской Федерации [1] закреплена норма о том, что земля и иные природные ресурсы являются основой жизнедеятельности народов, проживающих в границах соответствующих территорий; тем самым, констатирована основополагающее значение земель в правовых отношениях в социальной, экономической, политической и правовой сферах.

Особую роль в данном контексте играют земли, находящиеся в публичной (государственной и муниципальной) собственности. Как следует из государственного (национального) доклада Росреестра, по состоянию на 2017 г. размер земельного фонда Российской Федерации составляет 1712,5 млн.

га, из них в государственной и муниципальной собственности находится 1579,3 млн. га, т.е. 92,2% от всех земель, при этом на собственность граждан и организаций приходится лишь 6,6% (114,1 млн. га) и 1,1% (19,1 млн. га) земель соответственно [8].

Указанными статистическими сведениями подтверждается актуальность в обозримой перспективе вопросов, связанных с правовым регулированием предоставления публичных земельных участков.

Большие изменения в правовом режиме предоставления земель из государственной (муниципальной) собственности произошли в результате разработки и принятия Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ [5].

Бóльшая часть его положений вступила в силу 1 марта 2015 г. Именно с этой даты, по справедливому утверждению Д.С.

Железнова, в Российской Федерации стал действовать совершенно новый порядок представления земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности [9].

Значительные изменения при этом произошли в процедуре образования земельных участков из публичных земель.

Основной законодательный акт, посвященный вопросам образования земельных участков, — это Земельный кодекс РФ [3] (далее — ЗК РФ). В его состав в 2008 г. в целях правовой регламентации образования земельных участков была введена специальная глава I.1 [6], существенно обновленная в 2014 г. Федеральным законом, упомянутым выше.

Первое на что следует обратить внимание, это замена ранее использовавшегося термина «формирование земельного участка» на термин «образование земельного участка». При этом данное понятие осталось в тексте Градостроительного кодекса РФ [2] (далее — ГрК РФ), в качестве примера можно привести его п. 4 ст. 30; при этом ни одном нормативно-правовом акте его дефиниции нет.

Отсутствует на уровне законодательства и формулировка понятия «образование земельного участка». В норме ст. 11.2 ЗК РФ лишь регламентируется общий порядок образования земельных участков.

Согласно мнению А.Л. Корнеева, под образованием земельного участка следует понимать «результат действий, приводящих к возникновению нового участка, т.е.

Читайте также:  Покупка квартиры в собственности менее 3 лет — риски покупателя

образование при разделе, объединении, перераспределении земельных участков, создании искусственных земельных участков или выделе из земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» [10, с. 39].

Практически аналогичную точку зрения озвучивает и М.Ю. Тихомиров, полагая, что образование земельного участка — это «результат создания нового объекта недвижимого имущества» [12].

Вместе с тем, учитывая, что у земельного участка, в отличие от иных объектов недвижимости, отсутствует свойство рукотворности (исключение составляют искусственные земельные участки), при трактовке понятия «образование земельного участка» необходимо принимать во внимание невозможность вести речь о создании земельного участка в качестве природного объекта, природного ресурса или основы для осуществления хозяйственной деятельности. Образование земельного участка в рассматриваемом случае — это процедура по установлению (изменению) местоположения его границ, по результатам которой земельный участок получает статус объекта государственного кадастрового учета и объекта прав на землю [7, с. 31].

Именно в таком смысле термин «образование земельного участка» используется в ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [4], устанавливающей, что результатом образования земельного участка является приобретение им основных характеристик.

Специальные правовые нормы, регламентирующие порядок образования земельного участка из земель и земельных участков, относящихся к категории государственной (муниципальной) собственности, предусмотрены в ст. 11.3 ЗК РФ. Следует особо подчеркнуть приоритет указанной нормы в отношении общих норм ЗК РФ, которые призваны регулировать порядок образования земельных участков (ст. 11.2 ЗК РФ).

Правда, норма п. 11.3 ЗК РФ ограничивается лишь перечислением документов, согласно одному из которых производится образование земельного участка из земель или участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. В их числе:

  1. проект по межеванию территории, утверждаемый согласно ГрК РФ;
  2. проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
  3. утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Таким образом, выражено законодательное нововведение о том, что земельный участок может быть образован из земель, находящихся в публичной собственности, не просто по решению уполномоченного органа (органа государственной власти или органа местного самоуправления, наделенного правомочием по предоставлению соответствующих земельных участков в пределах имеющейся компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ), а лишь при наличии указанных в ст. 11.3 ЗК РФ документов. Для этих же целей в главу I.1 ЗК РФ была введена ст. 11.10.

До внесения соответствующих изменений в ЗК РФ, вступивших в силу 1 марта 2015 г.

, инициатива образования земельного участка из земель и земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, должна была подкрепляться решением соответствующего уполномоченного органа, осуществляющего управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной (муниципальной) собственности.

Тем самым, действовала процедура, предусматривающая предварительное согласование места расположения объекта. В настоящее время указанная процедура упразднена. Новые правила определения границ земельного участка теперь никак не связаны с основаниями его предоставления.

Важно, что в отсутствие утвержденного проекта по межеванию территории образование земельных участков из земель и земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, допускается на основании утвержденной схемы расположения земельного участка либо земельных участков на кадастровом плане территории.

При этом, в ЗК РФ особо прописаны специальные случаи, предусматривающие возможность образования земельного участка исключительно при наличии проекта межевания. Речь идет об образовании земельного участка:

  1. из земельного участка, который предоставлен в целях комплексного освоения территории (т.е. комплексной застройки);
  2. из земельного участка, который предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан;
  3. из земельного участка, который предоставлен гражданину в соответствии с правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения;
  4. из земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой согласно законодательству о градостроительной деятельности заключен договор ее развития (к примеру, если предусматривается снесение квартала ветхого жилья для строительства на его месте нового квартала);
  5. из земельного участка, предусматривающего размещение линейных объектов федерального, регионального либо местного значения (трубопровод, линия электропередачи и т.п.).

Представленный перечень позволяет прийти к выводу о том, проект межевания требуется при решении достаточно масштабных вопросов освоения земельных участков. Остальные случаи оставляют возможность использования только схемы расположения земельного участка.

В п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ определено, что схема расположения земельного участка представляет собой «изображение границ образуемого земельного участка либо образуемых земельных участков в границах кадастрового плана территории».

Новое законодательное решение подготовки схемы земельного участка, согласно утверждению Е.Н.

Маланиной, следует рассматривать «в качестве позитивного изменения процедуры предоставления земельных участков, поскольку им устраняется, по сути, дублирование действий органов государственной (муниципальной) власти» [11, с. 92].

Действительно, согласно ранее действовавшему порядку уполномоченным органом власти сначала утверждалась представляемая заявителем схема расположения земельного участка, в последующем следовало утверждение акта о выборе соответствующего земельного участка, в котором устанавливались его границы.

Действующей редакцией ЗК РФ законодатель путем изменения понятия «схема расположения земельного участка» устранил необходимость утверждать границы земельного участка путем принятия отдельного решения уполномоченного органа власти. Тем самым, были серьезно увеличены шансы заинтересованных лиц (заявителей) на получение земельного участка из государственной (муниципальной) собственности.

В качестве еще одного положительного момента стоит назвать допуск заинтересованных в образовании земельного участка граждан и организаций к подготовке схемы расположения земельного участка.

Утвержденная решением уполномоченного органа власти схема имеет срок действия, равный двум годам (п. 15 ст. 11.10 ЗК РФ).

При этом, важно следующее уточнение: в случае пересечения границ земельного участка, образуемого согласно схеме расположения земельного участка, с границами участка или участков, которые образуются в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным позднее, чем утверждена схема расположения участка, земельный участок образовывается согласно утвержденной схеме его расположения (в случае, если не истек срок действия решения о ее утверждении).

В целом, обобщая изложенное, можно прийти к выводу о том, что путем внесения соответствующих изменений в текст ЗК РФ была существенно преобразована процедура образования земельного участка из земель и земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Основная цель нововведений — это упрощение рассматриваемой процедуры.

В настоящее время в процессе образования земельного участка основное значение имеют необходимые для данного образования документы, а не решение исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Источник: https://novainfo.ru/article/14905

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Земельные участки образуются двумя методами — путем преобразования существующих участков и посредством формирования участков из государственных или муниципальных земель.

Под преобразованием участков понимается их раздел, объединение, перераспределение, выдел. Создать участки этими способами можно из земель, находящихся в федеральной, местной или частной собственности.

Под формированием земельных участков понимается, по сути, их кадастровый учет. Именно внесение информации об участке в ГКН свидетельствует о наличии определенного земельного участка с персональными характеристиками.

Во втором случае образование осуществляется не из какого-то конкретного участка, а из земель государства или муниципалитета в принципе, поэтому фактическое создание участка осуществляется впервые.

Образование земель из участков государственной или муниципальной собственности в основном производится по решению органов власти, однако есть и исключения:

  • Раздел участков садоводства, огородничества или дач.
  • Раздел земель, полученных на праве бессрочного пользования или наследуемого владения.
  • Образование участков из земель комплексного освоения для жилищного строительства или из земель, расположенных в пределах застроенной территории, по которой принято решение об ее развитии и заключен договор об этом.
  • Участки перераспределяются по статье 11.7 ЗК РФ.
  • Другие предусмотренные законами случаи.

При образовании участков должны соблюдаться максимальные и минимальные пределы. Предельные размеры определяются градостроительными регламентами.

Если регламент по участку не установлен, то предельные размеры определяются в соответствии с Земельным кодексом и прочими законодательными актами.

  Также надо учесть, что информация о возможности разделения участка может быть указана в его градостроительном плане.

Указывать размеры участков и сведения о документах, устанавливающих эти размеры согласно виду разрешенного использования земель должны кадастровые инженеры при осуществлении подготовительных работ для постановки образованного участка или участков на кадастровый учет. К таким работам относится разработка межевого, технического плана и т.п.

Также при подготовке документации к кадастровому учету, надо установить место расположения его границ. Определяются границы исходя из данных правоустанавливающего документа на землю или сведений, определявших границы участка при его образовании.

Для подготовки межевого плана используются также решение о предварительном согласовании мест размещения недвижимости, решение о предоставлении участков, документы, хранящиеся в государственном фонде данных, картографические материалы и т.п.

Право на участок возникает после получения соответствующего решения об его образовании, последующей постановки на кадастровый учет и регистрации права на участок в ЕГРП. Зарегистрировать право собственности или владения бывшей государственной или муниципальной землей, можно в Росреестре.

Документы, подаваемые в Росреестр для регистрации образуемого участка:

  • Заявление о регистрации собственности.
  • Документ о выплате госпошлины.
  • Документ, устанавливающий личность заявителя. Для гражданина это паспорт, удостоверение военнослужащего, военный билет, заграничный паспорт и т.п. Для организации это копии учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ, документ, удостоверяющий полномочия руководителя — например, протокол или приказ о назначении на должность.
  • Нотариальная доверенность представителя, если пакет документации в Росреестр подает он.
  • Документ, являющийся основанием для регистрации прав на образованный участок (решение органа власти).

Форма заявки для граждан утверждена Приложением № 1 к приказу Минэкономразвития № 722 от 2013 года. Скачать заявление можно здесь.

Форма заявки для организаций утверждена Приложением № 2 к приказу. Скачать заявление можно здесь.

Росреестр имеет право попросить у вас дополнительные документы, не указанные в списке.

Процесс регистрации права на участок в Росреестре выглядит следующим образом:

  1. Составление и подписание договора всеми его сторонами или получение другого документа, подтверждающего переход права.
  2. Подготовка заявления о регистрации права и сбор пакета документов, прилагаемых к нему.
  3. Оплата госпошлины (для граждан она составляет 2000 рублей, а для организаций — 22 000 рублей).
  4. Подача документов в МФЦ или Росреестр.
  5. По истечении десяти рабочих дней после этого — получение готового свидетельства о регистрации права собственности или владения.

Уточнить порядок образования участков из муниципальных и федеральных земель, а также последующей их регистрации можно у нашего специалиста. Приходите на консультацию, и наши сотрудники ответят на все ваши вопросы.

Источник: https://nkk-russia.ru/service/oformlenie-zemli/obrazovanie-zemelnykh-uchastkov-iz-zemelnykh-uchastkov-nakhodyashchikhsya-v-gosudarstvennoy-ili-muni/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector